Новости
Предложения НОСТРОЙ по совершенствованию законодательства о КРТ представил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз в рамках «Стройиндустрии-2022»
Сегодня, 7 апреля, во второй день работы Межрегиональной специализированной выставки «Стройиндустрия-2022» в здании Правительства Республики Бурятия состоялась дискуссия на тему «Комплексное развитие территорий – драйвер развития городов». Модерировал мероприятие руководитель ОСРГО «Всероссийский центр национальной строительной политики» Александр Моор.
С приветствием, рассказав в общих чертах о важности КРТ, выступил министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Николай Рузавин.
Вице-президент НОСТРОЙ, вице-президент СПб ТПП Антон Мороз подробно осветил практику правоприменения законодательства о КРТ в субъектах РФ и проблемы, выявленные в результате мониторинга НОСТРОЙ, которые препятствуют наращиванию темпов внедрения механизма КРТ.
Среди проблем он назвал инвестиционную нагрузку на застройщиков, связанную с оплатой расселения жителей, строительством инфраструктурных и социальных объектов. Как отметил спикер, эти расходы не должны превышать рыночную стоимость земельных участков, полученных для реализации проектов КРТ.
«Если такая нагрузка выше рыночной стоимости земли, то требуется предоставление льгот и субсидий посредством участия бюджетных средств в реализации проекта КРТ. Вместе с тем в регионах с большим объемом аварийного жилья и «нерыночными» территориями существующих мер государственной поддержки недостаточно для того, чтобы сделать проекты КРТ рентабельными», – объяснил Антон Мороз.
К существенным рискам он также отнес возможность жителей выйти из проекта КРТ уже после принятия решения и проведения торгов на право заключения договора о КРТ, так как в этом случае нарушается экономика проекта и его архитектурная концепция. При этом в законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие выйти из проекта застройщику или публичному инвестору. Для решения проблемы необходимо уточнить сроки для принятия решения об исключении многоквартирных домов из проекта КРТ, обеспечить участие застройщиков в общих собраниях граждан до проведения торгов для урегулирования всех разногласий на начальной стадии реализации, выразил позицию НОСТРОЙ его вице-президент.
Еще одним препятствием для начала активной стадии внедрения проектов КРТ Антон Мороз назвал то, что сейчас не заключаются соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Кроме того, имеются существенные трудности, связанные с изъятием земельных участков с расположенными на ними объектами индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Так, критерии «ветхости» ИЖС могут быть не установлены субъектом РФ, что может означать то, что под процедуру изъятия будут подпадать земельные участки, занятые только аварийными ИЖС.
Антон Мороз озвучил пакет предложений НОСТРОЙ по совершенствованию законодательства о КРТ и акцентировал отдельное внимание на развитии инженерной инфраструктуры для проектов КРТ. Среди предложений он назвал необходимость соответствующего обеспечения земельным ресурсом, вовлечение в оборот новых, никогда ранее не используемых территорий, что особенно актуально для агломераций; снижение инвестиционной нагрузки на регионального застройщика и доступное кредитование для него, развитие механизма гарантирования со стороны субъекта РФ или АО «ДОМ.РФ». Кроме того, нужно синхронизировать планы развития территорий и инвестиционных программ РСО, а также предусмотреть возможность возврата застройщику инвестиций в инфраструктурное строительство.
Заместитель председателя по развитию строительства МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» Зана Тумуров рассказал о развитии города Улан-Удэ, отметив, что КРТ является новой процедурой реализации крупных инвестиционных проектов по застройке территорий микрорайонов и кварталов. Отдельно он подчеркнул, что эффективное использование территории города – это одно из основных требований градполитики Улан-Удэ, и здесь принято необходимое законодательство о КРТ.
Открытыми, по его словам, остаются вопросы определения источников финансирования изъятия объектов капстроительства и земельных участков под реализацию КРТ, а также строительства объектов социальной инфраструктуры; необходимость корректировки зон охраны объектов культурного наследия; необходимость передачи имущества ОИВ и ведомств на компенсационной основе; необходимость предоставления льготного финансирования для реализации проекта приспособления объектов культурного наследия к гостиничной функции.
В свою очередь Антон Мороз отметил, что в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах есть целые города, где реализация механизмов КРТ постоянно находится на стыке Градкодекса и законодательства о сохранении объектов культурного наследия.
«Это сложная грань. С одной стороны, городские агломерации должны развиваться в формате максимального обеспечения комфортного проживания граждан, с другой стороны, мы должны, особенно в нынешнее время со всеми его вызовами, сохранять ту историко-культурную привлекательность и память, которая существует внутри городов. Абсолютно правильно поставили вопрос о необходимости отдельного регулирования данных зон. Я сам, например, уроженец Петербурга, и для меня очень важно сохранить ту привлекательность города, которая существовала и существует сейчас. Поэтому я отдельно готов эту историю отрабатывать и донести до министра строительства», – заверил он.
Директор Департамента комплексного развития территорий Фонда содействия реформированию ЖКХ Олеся Булгакова в своем выступлении озвучила такую проблему, как нежелание регионов обращаться в Фонд, из-за чего и возникают определенные разногласия.
«Тем не менее, у нас сегодня уже есть 7 субъектов, которым мы одобрили процедуры по КРТ», – заметила она, и подробнее рассказала о работе Фонда с субъектами, презентовав так называемую «тепловую карту», отражающую скопление аварийного жилищного фонда по РФ.
Директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Мария Синичич доложила о результатах применения механизма КРТ в субъектах РФ. Она коснулась 494-ФЗ, сообщив, что в регионах принято более 600 своих нормативных правовых актов, напомнила о мерах поддержки, по которым ведомством подготовлено более 20 документов и большинство из них уже проходит обсуждение, отдельно коснулась инфраструктурных бюджетных кредитов, а также поделилась планами запустить разработку проекта планировки территорий.
Специалисты АО «ДОМ.РФ» дали разъяснения по механизму инфраструктурных облигаций, а руководитель по параметрам развития территорий Анна Должанская подробнее рассказала о комплексном развитии территорий на земельных участках АО «ДОМ.РФ» и перспективах реализации таких проектов, которых сейчас уже на аукционе представлено шесть.