ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЕСТРА СПЕЦИАЛИСТОВ +7(495)987-31-48
25 июня, воскресенье 23:45

Оценка соответствия

ВВЕДЕНИЕ- понятийный аппарат 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ

Государственная экспертиза

Государственная экспертиза проектной документации и инжененрных изысканий

Экологическая экспертиза проектной документации и инженерных изысканий  

Проверка сметной стоимости объектов капитального строительства   

Проверка инвестиционных проектов   

Выдача разрешения на строительство   

Строительный контроль   

Государственный строительный надзор   

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Подтверждение соответствия: 

Заявление о соответствии проектной документации требованиям технического регламента   

Заявление о соответствии здания или сооружения проектной документации   

Заявление о соответствии здания или сооружения требованиям технического регламента   

Декларация о соответствии продукции   

Сертификация  продукции   

Оценка технической пригодности новых материалов, изделий, конструкций и  технологий в строительстве   

Эксплуатационный контроль   

Государственный эксплуатационный контроль (надзор)   

Государственный пожарный надзор   


ДОБРОВОЛЬНАЯ ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ   

Негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации   

Авторский надзор   

Обследования зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения   

Добровольная сертификация


СИСТЕМА ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ В ДОКУМЕНТАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА                

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - планы и проблемы


Введение. 

На протяжении последнего десятилетия самым активным образом формировалась, претерпевала изменение, реструктурировалась картина общей политики в отношении вопросов оценок соответствия в строительной сфере Российской Федерации. Возникшая в формах государственного надзора, контроля и концессий, система используемых оценок соответствия перманентно претерпевала изменения, пополняясь элементами экспертиз, лицензирования и сертификации.

Отраслевая специфика строительной деятельности в условиях сначала командно-административной, а затем и государственно-плановой системы сформировала особые требования к формам, процедурам, этапам проведения таких оценок. Этим во много объясняется сложившийся набор видов оценок соответствия, применяемых в строительной сфере в обязательном порядке. С другой стороны, особое воздействие на звенья и элементы существующей ныне системы в части содержания, форм и понятийно-терминологического аппарата оказало (и продолжает оказывать) современная западноевропейская и международная практика.

В настоящее время основными правовыми регуляторами оценки соответствия в строительной сфере Российской Федерации являются:

 Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ;

 Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ;

 Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ;

 Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.

(Ряд технических регламентов находится в стадии разработки и утверждения).

На уровне Европейского Союза основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы оценки соответствия, являются решения Европарламента и Директивы ЕС:

 Решение № 768/2008/ЕС от 09.07.2008 г. «Общие условия реализации продукции» (Decision No 768/2008/EC);

 Регламент № 765/2008/ЕС от 09.07.2008 г. «Требования к аккредитации и надзору за рынком» (Regulation (ECNo 765/2008);

 Директива 89/106/ЕЭС от 21.12.1988 «Строительная продукция» (Council Directive 89/106/EEC of 21 December 1988);

 Европейские стандарты серии ЕН 45000.

На международном уровне - это:

 стандарты и руководства ИСО/МЭК серии ИСО/МЭК 17000;

 общедоступные технические условия и рекомендации, разработанные CASCO ICO/IEC (Комитетом Совета ИСО по оценке соответствия – КАСКО).

Основные понятия установлены вышеназванными регуляторами и представлены следующими формулировками.

Оценка соответствия  - это: 

 -  прямое или косвенное оп­ределение соблюдения требований, предъявляемых к объ­екту (статья 2 Федерального закона «О техническом регулировании») или   

 -   доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу, выполнены (ISO/IEC 17000:2004(E/F/R).

Предметная область оценки соответствия - испытание, контроль, сертификация, аккредитация органов по оценке соответствия.


Цель оценки: 

(статья 18 Федерального закона «О техническом регулировании») - достоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов и техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

(глава 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») -

ü  удостоверение соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технического регламента;

ü  удостоверение соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям Технического регламента перед началом строительства здания или сооружения;

ü  удостоверение соответствия характеристик здания или сооружения, строительство которых завершено, требованиям Технического регламента перед вводомздания или сооружения в эксплуатацию;

ü  периодическое удостоверение соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям Технического регламента и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения.

 
Для обозначения границ, в рамках которых будет отражена последовательность и взаимосвязь используемых форм оценки соответствия, и принимая во внимание последовательную взаимосвязь процессов, определяющих жизненный цикл строительной продукции (зданий и сооружений), а также установленные процедуры, вытекающие из целей оценок соответствия, нами сформулировано условное понятие «сферы строительства».
Под сферой строительства следует понимать область функционирования субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, эксплуатацию и ликвидацию зданий и сооружений, то есть участвующих в жизненном цикле объекта недвижимости (зданий и сооружений), а также область продукции и услуг, формирующая издержки в строительстве, в частности:

·         строительные материалы, изделия и конструкции;

·         строительные машины, механизмы и  инструмент;

·         хранение, транспортировку строительных материалов;

·         услуги лизинга и аренды строительных машин и механизмов;

·         прочие услуги для  целей создания, эксплуатации и ликвидации объектов строительства.

Сфера применения оценки соответствия охватывает сочетание областей функционирования организаций, работающих в строительном комплексе и предприятий, обслуживающих его.


Оценка соответствия в Российской Федерации делится на две категории:

а) оценки соответствия, имеющие обязательный характер;

б) оценки соответствия, имеющие добровольный характер.


Далее приведен краткий обзор по каждой из форм применяемых оценок соответствия как обязательного, так и добровольного характера. Также приведен оперативный обзор документов регулирования оценки соответствия в строительстве на уровне Таможенного Союза.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ. 

Формы обязательных оценок соответствия, действующие в строительной сфере Российской Федерации, регулируется в основном статьями 39 и 40 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ (на схеме – пункты 39.1-39.7 и 40.1-40.2):

-   декларация (заявление) о соответствии проектной документации требованиям технического регламента;

-   государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации;

-   строительный контроль;

-   государственный строительный надзор;

-   декларация (заявление) о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;

-   декларация (заявление) о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона;

-   ввод объекта в эксплуатацию;

-   эксплуатационный контроль;

-   государственный строительный надзор;

   государственный эксплуатационный надзор.

Наличие отдельных форм обусловлено действием иных правовых актов:

-   выдача разрешения на строительство - статьей 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ;

-   подтверждение соответствия в форме декларации и сертификации - статьей 20 Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ;

-   оценка технической пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве -  постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. № 1636.

Обязательные оценки соответствия представлены оценками двух типов:

- оценки, осуществляемые уполномоченными государственными органами и  организациями (на схеме – красные квадраты);

- оценки, осуществляемые участниками рынка самостоятельно (на схеме – синие квадраты).  

 

Некоторые условия и допущения.

1.   Все виды деклараций и сертификация объединены общей группой «Подтверждение соответствия».

2.   В группу «Госэкспертиза» вошел ряд специальных экспертиз, не отраженных в общей схеме (проверка сметной стоимости, экологическая экспертиза, проверка инвестиционных проектов).

Госпожнадзор и госэконадзор выведены временно в отдельную группу и в обзоре не рассматриваются в силу необходимости уточнения некоторых несоответствий по имеющимся данным практики применения, требующим уточнения. Вместе с этим, в обзоре приведены регулирующие нормативные документы по Госпожнадзору..


Государственная экспертиза
   

Государственная экспертиза включает в себя следующие элементы:   

- государственную экспертизу проектной документации и инженерных изысканий;   

- экологическую экспертизу проектной документации;   

- проверку сметной стоимости объектов капитального строительства;   

- проверку инвестиционных проектов;   

- выдачу разрешения на строительство.  

Государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий 
   

Предмет государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий - оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (ГК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Статья 49).

Уполномоченными органами на проведение такой оценки являются:   

- ФГУ «Главгосэкспертиза России» (приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 16 марта 2007 г. № 64);
- Управление экспертизы Минобороны РФ (Приказ Министра обороны РФ от 11.06.2008 № 330);   

- региональные управления государственной экспертизы.

Форма итогового документа:  Заключение по результатам экспертизы проектной документации. 

Процедуры и правила проведения экспертизы регулируется:   

 ·    постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145  «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

 ·    постановлением Правительства от 16 февраля 2008 г. № 87  «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».  


Экологическая экспертиза проектной документации   

Предмет экологической экспертизы - установление соответствия документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Объектом оценки является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Уполномоченными органами на проведение такой оценки являются:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Территориальные органы Ростехнадзора.

Форма итогового документа: Заключение экологической экспертизы проектной документации. 

Процедуры и правила проведения экспертизы регулируется:   

 ·  Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.97 г. № 174-ФЗ (глава 3)

 ·   постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 824.


Проверка сметной стоимости объектов капитального строительства   

Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Уполномоченным органом на проведение такой оценки является:
- ФГУ «Главгосэкспертиза России» (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 октября 2009 г. № 474)

Форма итогового документа: Заключение по результатам экспертизы сметной документации.

Процедуры и правила проверки регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»

Проверка инвестиционных проектов   

Цель проведения проверки - оценка соответствия инвестиционного проекта установленным качественным и количественным критериям и предельному (минимальному) значению интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, предусматривающих строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства и финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

Уполномоченным органом на проведение проверки является:
- Министерство экономического развития Российской Федерации. 

Форма итогового документа: Заключение о результатах проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Процедуры и правила проверки регулируются:   

 ·   постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предметэффективности 

использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" ; 

 ·   приказами Минэкономразвития России от 13 октября 2008 года № 326-328

 ·   приказом Минэкономразвития России от 24 февраля 2009 года № 58.


Выдача разрешения на строительство    

Предметом процедуры выдачи разрешения на строительство является проверка наличия документов и проверка соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (Градостроительный кодекс РФ, Статья 51.)

Уполномоченными органами на выдачу разрешений являются:   

- Министерство регионального развития Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2009 г. № 441 г.);  

- органы исполнительной власти субъектов РФ;    

- органы местного самоуправления (Статья 51. П.4 -6 ГК РФ).

Форма итогового документа: Разрешение на строительство (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. № 698).

Процедуры и правила проверки регулируются:   

Градостроительным кодексом РФ;   

постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения";

приказом Министерства регионального развития от 2 июля 2009 г. № 251.

Строительный контроль   

Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Уполномоченных органов исполнительной власти на проведение контроля нет. Строительный контроль проводится:
- подрядчиком, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Формы документов:
  

- Акты освидетельствования работ;    

- Акты освидетельствования конструкций; Акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;    

- Акты проверки качества входных материалов;    

- Акты приемки работ.

Процедуры и правила контроля регулируются:   

Градостроительным кодексом РФ (статья 53);   

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;   

приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1128 (РД-11-02-2006);   

Собственные стандарты могут устанавливаться саморегулируемыми организациями самостоятельно

Государственный строительный надзор.   

Предметом государственного строительного надзора является проверка:   

- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;    

- наличия разрешения на строительство;   

- наличия допусков на выполнение требуемых видов работ;   

- наличия соответствующих договоров на выполнение работ. 

Уполномоченными органами на проведение государственного строительного надзора являются:   

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору    

- Министерство обороны Российской Федерации, ФСБ, ФСО   

- Региональные Управления (службы, комитеты, инспекции) Государственного строительного надзора.

Формы итоговых документов:    

- Акт проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;   

- Заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Процедуры и правила надзора регулируются:   

Градостроительным кодексом РФ (статья 54);   

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54;    

СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (раздел 6).

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию   

Предметом выдачи разрешения на ввод является проверка наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства. 
В ходе осмотра построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

Уполномоченными органами на проведение государственного строительного надзора являются:   

- Министерство регионального развития Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2009 г. № 441 г.);  

- Органы исполнительной власти субъектов РФ;    

- Органы местного самоуправления.

Формы итоговых документов:   

- акт приемки объекта капитального строительства государственного заказа (Приложение к Распоряжению Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. N 396-РП);
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 698).

Процедуры и правила надзора регулируются:   

Градостроительным кодексом РФ (статья 55),    

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2009 г. № 441,    

приказом Министерства регионального развития от 2 июля 2009 г. № 251
региональными постановлениями (постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. № 311-ПП «Об утверждении положения о комитете государственного строительного надзора г. Москвы»),    

СНиП 3.01.04-87 – «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»

Подтверждение соответствия – Обязательные формы. 

Обязательное подтверждение соответствия представлено следующими видами:   

- заявлением (декларацией) о соответствии проектной документации требованиям технического регламента от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ;   

- заявлением (декларацией) о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;   

- декларацией о соответствии продукции;   

- сертификацией продукции.

Заявление о соответствии проектной документации требованиям технического регламента. 

Предметом заявления является оценка соответствия разработанной документации требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, национальных стандартов и сводов правил, установленных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 1047р. Схема составления – принятие декларации в виде заверения на основании собственных доказательств. 
Декларирование не осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти. 

Заявление о соответствии формирует:   

- Главный инженер проекта (п. 2.2.15 СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта»).
Форма документа: Записка в составе проектной документации (т.н.«клятва» ГИПа).

Процедуры и правила составления заявления регулируются: Федеральным Законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ (статья 39, п.2) 

Заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации и требованиям технического регламента.   

Предметом заявлений является оценка соответствия объекта строительства утвержденной проектной документации и требованиям технического регламента. Схемы составления – принятие декларации в виде заверений на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории).
Декларирование не осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.
 
Заявление о соответствии формирует:   

- Генподрядчик и Застройщик (заказчик). 

Формы документов:    

- Справка (декларация) о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации;     

- Справка (декларация) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;  

- Акт приемки (форма КС 11) – (постановление Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а).

Процедуры и правила составления заявления регулируются: Федеральным Законом от 30.12.2009 № г384-ФЗ (статья 39, п.4)  

Декларация о соответствии продукции.   

Предметом декларации является оценка соответствия продукции требованиям соответствующих технических регламентов. 

Примечание. В строительной сфере обязательной декларации подлежит лишь ограниченный перечень продукции, изготавливаемой на предприятиях строительной индустрии. В частности, это:   

5270 - Конструкции и изделия (элементы) строительные из алюминия и алюминиевых сплавов
Блоки оконные и балконные дверные из алюминиевых сплавов   

5331- Пиломатериалы качественные.

Схемы составления – принятие декларации в виде заверения на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории).
Декларирование не осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, но подлежит регистрации в едином реестре. 
Уполномоченным органом на ведении единого реестра является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1028).

Декларацию о соответствии формирует:   

- Заказчик (изготовитель продукции). 

Форма документа: Декларация о соответствии.

Процедуры и правила составления и регистрации декларации регулируются:   

Федеральным Законом от 27.12.2007 № г. 184-ФЗ (статья 24, 28);    

постановлением Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»;    

приказом Минпромторга Российской Федерации от 19 марта 2009 г. № 151 «Об утверждении формы заявления о регистрации и форме уведомления о прекращении действия декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов»

Сертификация продукции. 

Предметом сертификации является оценка соответствия продукции требованиям соответствующих технических регламентов, осуществляемая независимой третьей стороной.

Примечание. В строительной сфере обязательная сертификация не предусмотрена. Обязательной сертификации подлежит лишь ограниченный перечень продукции, используемой при строительстве зданий и сооружений. В частности, это:
3461 Оборудование светотехническое
3464 Изделия электроустановочные
591320 Стеклопакеты


Сертификация не осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти. Уполномоченным органом по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 426).
Уполномоченными органами по сертификации являются:
Органы (организации, компании, центры) сертификации, имеющие соответствующую аккредитацию. 

Форма документа: Сертификат соответствия.

Процедуры и правила обязательной сертификации регулируются:   

Федеральным Законом от 27.12.2007 г. № 184-ФЗ (статьи 25-28);    

постановлением Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»

Оценка технической пригодности новых материалов и технологий в строительстве.  

Предметом оценки технической пригодности является оценка данных о свойствах и характеристиках продукции, ее составе и номенклатуре, параметрах и технических решениях, обеспечивающих безопасность ее применения, надежность и долговечность возводимых с ее использованием строительных сооружений.   

Справка. 

Широкому использованию инновационных (вновь разрабатываемых, модернизируемых или завозимых из других стран)  строительных  материалов, изделий, конструкций и технологий нередко мешает отсутствие или недостаточная полнота нормативных документов, определяющих  свойства и условия   применения этой новой продукции. Поскольку для разработки норм на новую продукцию данных недостаточно,  в технически развитых странах  эта  проблема решается проведением технической оценки каждого вида новых материалов и изделий в целях подтверждения их пригодности для применения в строительстве.

На уровне  Европейского Союза (ЕС) подтверждение пригодности  для строительства инновационных строительных материалов и изделий, при отсутствии  на них соответствующих гармонизированных европейских стандартов, осуществляется на   основании   требований   Директивы    Совета    от    21      декабря 1988 г. № 89/106/EEC с поправками  от 22 июля 1993 г. 

Возглавляет эту работу  специально созданная Европейская организация по техническому подтверждению пригодности продукции для строительства (ЕОТА). В каждой из стран ЕС техническую оценку и подтверждение пригодности осуществляют соответствующие уполномоченные органы, которые   выдают европейские технические свидетельства о пригодности (одобрение) строительных материалов и изделий  конкретных наименований и марок. В  Германии этим занимается Немецкий институт  строительной  техники  «DIBt»,  во  Франции – Научный центр строительной техники «CSTB», в Соединенном Королевстве – Британский орган по одобрению в строительстве «BBA» и т.д.

Аналогичная работа ведется и национальными организациями в странах, не входящих в ЕС.

В 1996 году была   учреждена  «Международная федерация организаций  по  технической оценке» (WFTAO). Членами этой Федерации являются около 40 организаций  из различных стран мира,  в том числе из России (ФГУ«ФЦС»). 

Уполномоченным органом по оценке технической пригодности является Министерство регионального развития. 
Организация и проведение работ по подготовке технических свидетельств возложены на ФГУ "ФЦС"

Форма документа: Техническое свидетельство.

Процедуры и правила оценки технической пригодности регулируются:   

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1636;  

- постановлением Госстроя РФ от 01.07.2002 г. № 76 «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве»;  

приказом Минрегиона от 7 августа 2008г. № 127 "Об организации работы по подтверждению пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве"

приказом Минрегиона от 24.12.2008г. № 292 "Об оформлении технического свидетельства о пригодности новой продукции для применения в строительстве на территории Российской Федерации".

Эксплуатационный контроль. 

Предметом контроля является оценка условий эксплуатации на предмет соответствия норм эксплуатации, а также состояния зданий и сооружений, их конструктивных элементов на предмет наличия дефектов, деформаций, повреждений и нарушений.
Уполномоченных органов исполнительной власти по проведению эксплуатационного контроля нет. 
Организацию и проведение работ по эксплуатационному контролю осуществляют комиссии или структурные подразделения, назначаемые приказом руководителя той организации, в чьем оперативном управлении находится объект.    

Формы документов:   

- Технический паспорт;   

- Технический журнал;   

- Акты осмотров.

Процедуры и правила проведения эксплуатационного контроля регулируются: Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 36, статья 40, п.2), а также нормативно-методическими документами: 
по производственным зданиям и сооружениям:    

- постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279 «Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений»

- положением Министерства экономики Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № ПОТ РО 14000-004-98 «Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений»; 

- «Руководством по эксплуатации строительных конструкций производственных зданий промышленных предприятий» (Рекомендовано Протоколом ОАО "ЦНИИпромзданий" от 25 апреля 1995 г. № 14)

по жилым зданиям, объектам коммунального и социально-культурного назначения  

- приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденное (ВСН 58-88 (р));  

- постановлением Ростехнадзора от 11 июня 2003 г. № 90 «об утверждении правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды»;  

- приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285 «Об утверждении технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения»;  

- постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 153 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (СП 13-102-2003).

Государственный эксплуатационный контроль (надзор)   

Предметом государственного эксплуатационного контроля является оценка выполнения правовых, организационных, технических и иных требований по владению, пользованию и распоряжению объектом недвижимости, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами, правоустанавливающими и разрешительными документами, проектной и иной документацией.   

Уполномоченные органы исполнительной власти:    

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - по эксплуатации гидротехнических сооружений;   

- Комиссии Государственного строительного надзора по решению местных органов власти – на региональном уровне.

Формы документов:    

- Акты комиссии.

Процедуры и правила проведения эксплуатационного контроля регулируются:   

- Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 40, п.3);  

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

а также региональными правовыми актами, например:   

- Законом г. Москвы от 3 июня 2009 года № 17 «О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в г. Москве»;  

- постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. № 602-ПП;   

Законом Московской области от 13 апреля 2006 года N 54/2006-ОЗ «О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области административной ответственности в сфере их технической эксплуатации».

ДОБРОВОЛЬНАЯ ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ   

- негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации;   

- авторский надзор;    

- обследования зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;    

- добровольная сертификация.

Негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации   

Предмет негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий - оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной, результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. 
Уполномоченных органов исполнительной власти на проведение оценки нет. Оценка осуществляется компаниями (юридическими лицами), получившими аккредитацию Минрегиона России.

Форма итогового документа: Заключение по результатам экспертизы проектной документации. 

Процедуры и правила проведения экспертизы регулируется:   

- Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (Статья 50);  

- постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;  

- постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1070

- приказом Минрегиона от 26 марта 2009 г. № 80.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. № 982-р «О совершенствовании правового регулирования градостроительной деятельности, осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности» в III квартале 2010года Минрегион России, Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России должны подготовить проект федерального закона, направленного на развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, создание механизмов обеспечения ответственности и аккредитации организаций, осуществляющих такую экспертизу, имея в виду, что положительное заключение указанной экспертизы будет являться основанием для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства (в том числе особо опасных, технически сложных и уникальных), а также наделение организаций негосударственной экспертизы правом проведения проверок эффективности и достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов.

Авторский надзор   

Предметом авторского надзора является совокупность визуального и документального определения соответствия градостроительных, архитектурно-планировочных, художественных, технических, технологических и природоохранных действий, осуществляемых подрядчиком в процессе возведения объекта строительства, принятым решениям в рабочем проекте объекта строительства.
Уполномоченных органов исполнительной власти на проведение авторского надзора нет. Надзор осуществляется представителями проектной организации, преимущественно авторами проекта или его раздела   

Форма итогового документа:  Журнал авторского надзора, Учетные листы нарушений.

Процедуры и правила проведения авторского надзора федеральным законодательством регулируются п.3.7, 3.8 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (Постановление Госстроя России от 10 апреля 2004 г. № 70) .  

К нормативно-методическим документам регулирования относятся:   

- СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (утвержденное постановлением Госстроя РФ от 10 июня 1999 г. № 44);

- «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений в г.Москве» (утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 1997 г. № 938-ПП).

Обследование зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения

Предметом обследования является совокупность визуального, диагностического и документального определения соответствия фактических значений параметров эксплуатационного состояния оснований, конструкций и инженерных систем объектов недвижимости, требованиям национальных стандартов и сводов правил, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объектов с последующим определением необходимости их восстановления, усиления, пригодности и работоспособности.   

Уполномоченных органов исполнительной власти на проведение обследований нет. Обследование осуществляется независимыми организациями, аккредитованными на проведение обследований.

Формы итоговых документов:    

- Акты освидетельствования работ;   

- Акты освидетельствования конструкций;   

- Акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения

Процедуры и правила проведения обследований федеральным законодательством не регулируются. 

К нормативно-методическим документам регулирования относятся:   

- СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (рекомендован Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 153)

- пособие к МГСН 2.07-01 «Обследования и мониторинг при строительстве и реконструкции зданий и подземных сооружений» (утверждено приказом председателя Москомархитектуры от 1 декабря 2004 г. № 180).


Добровольная сертификация. 

Предметом добровольной сертификации является документальное подтверждение соответствия продукции, процессов, работ и услуг требованиям соответствующих технических регламентов, стандартов, сводов правил или условий договоров.

Процедуры и правила проведения сертификации регулируются:    

-  Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (статья 21);  

-   постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 «Об аккредитации органов по сертификации  и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».

 

Уполномоченным органом исполнительной власти на ведение реестра систем добровольной сертификации и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий  является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)  - приказ Минпромторга от 25 декабря 2007 г. № 570.

Сертификация осуществляется независимыми организациями, аккредитованными на проведение добровольной сертификации, в рамках одной из систем добровольной сертификации, зарегистрированной в Ростехрегулировании. Добровольная сертификация может осуществляться как в  рамках обязательной системы ГОСТ Р, так и любой из более 90 систем добровольной сертификации в области строительства, зарегистрированных в настоящее время в Российской Федерации. Все они отличаются как по правилам, так и процедурам проведения сертификационных работ. 


Форма итогового документа:  Сертификат соответствия.

Нормативно-методические документы (для системы ГОСТ Р):

- РДС-10-231-93 «Основные положения сертификации продукции в строительстве» (утвержден Постановлением Госстандарта России и Госстроя России от 7 июля 1993 г. № 16/18-25);

- Постановление Министерства строительства Российской Федерации от 27 октября 1994 г. № 18-24 «Об утверждении руководящих документов по сертификации в строительстве»(РДС 10-232-94, 10-233-94, 10-234-94, 10-235-94).   

    Для каждой добровольной системы формируются собственные методические документы.

Справка.

Национальным объединением строителей создана и зарегистрирована в Росстандарте в 2011 году система добровольной оценки соответствия "НОСТРОЙ" -СДОС НОСТРОЙ. 

Основные области сертификации, которые охватывает Система:   

- работы и услуги в строительстве,    

- строительные материалы и изделия (продукция в строительстве),    

- системы менеджмента в области строительства,   

- электротехническая продукция, машины и механизмы, применяемые в строительстве.    

Особое место в Системе также отведено новым направлениям:   

- сертификация в сфере «зеленого строительства» (рейтинговая оценка параметров экоустойчивости среды обитания);   

- сертификация по параметрам энергоэффективности строительных материалов и строительных объектов;   

- сертификация по параметрам «наилучших доступных технологий» предприятий строительной индустрии.

Особенностью Системы является использование в качестве базы сравнения стандартов НОСТРОЙ. Эти стандарты разрабатываются  Национальным объединением строителей и принимаются строительными СРО в качестве стандартов обязательного применения для строительных организаций.

Система функционирует на основе собственных Правил функционирования и имеет собственный знак маркировки.

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ В ДОКУМЕНТАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА  

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), также именуемое, как Таможенный Союз, объединяет Беларусь, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Одним из направлений реализации единой экономической политики Таможенного Союза является создание общих технических регламентов, которые будут распространяться на все страны участницы. В соответствии с российским законодательством, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в случае принятия технического регламента ЕврАзЭС, аналогичный национальный технический регламент утратит силу. То же самое относится и к вопросам проведения оценок соответствия и использования систем сертификации.

 Разработка технических регламентов ЕврАзЭС осуществляется на основании утвержденного графика разработки, при этом странами участниками были сформированы рабочие группы по разработке технических регламентов, в которые вошли представители от каждой страны, в т.ч. представители Национального объединения строителей.

На первом заседании рабочих групп в мае 2010 года при активном участии представителей НОСТРОЙ было принято решение о целесообразности разработки единого Технического регламента ЕврАзЭС о безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий. Объединенный технический регламент ЕврАзЭС по строительству находится на стадии рассмотрения членами рабочей группы.

С 1 июля 2010 года вступают в законную силу документы ЕврАзЭС на территории стран Таможенного Союза.

Решением Комиссии Таможенного Союза «О техническом регулировании» от 18 июня 2010 г. № 319 утверждены следующие документы, регулирующие отношения в области осуществления оценки соответстия:

-  Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации ииспытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения; 

Вид оценки соответствия

Характер проблемы

Заявление (декларация) проектировщика (ГИПа) о соответствии проектной документации требованиям технического регламента

 

 Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа.

 Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ.

 Требуется изменение (актуализация) нормативно-методического документа СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта»

Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации

 

 Не разграничена сфера (пределы) юридической ответственности  между заключением экспертизы и декларацией проектировщика. (дублирование назначения документа).

 Имеет место монополизация данной сферы оценки соответствия системой государственной эккспертизы, использующей  хозрасчетную внебюджетная форму самофинансирования.

Выдача разрешения на строительство

  Отсутствие механизма контроля за процедурами, обеспечивающими исполнение условий и сроков. Затягивание сроков выдачи.

Строительный контроль

 

  Не определена юридическая значимость документов, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших эти документы.

  Обязательность формы оценки теряет смысл при обязательности государственного строительного надзора и введения деклараций

Государственный строительный надзор

 

  Требуется актуализация нормативно-правового документа: СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (раздел 6).

  Требуется уточнение состава документов, испрашиваемых для оформления заключений.

 

Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации

 

  Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа.

  Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ.

Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям техрегламента

 

  Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа.

 Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ.

Ввод объекта в эксплуатацию

 

  Требуется актуализация нормативно-методического документа: СНиП 3.01.04-87 – «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

Эксплуатационный контроль

 

  Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база.

 Отсутствует современная нормативно-методическая база.

  Пределы и условия юридической ответственности не обозначены

Государственный эксплуатационный надзор

Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база.
Отсутствует современная нормативно-методическая база.
Пределы и условия юридической ответственности не обозначены

Государственный строительный надзор за сносом

 

  Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база. Отсутствует современная нормативно-методическая база.

 Пределы и условия юридической ответственности не обозначены

Декларация и сертификация соответствия продукции

 Отсутствуют (не установлены) механизмы административного (уголовного) наказания (ответственности)

-  Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и 



зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме;

-  Единая форма сертификата соответствия;

-  Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза;

-  Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ планы и проблемы. 

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 300-р ожидается выход новых технических регламентов:    

·         «О безопасности строительных материалов и изделий» (проект подготовлен для второго чтения в Государственной Думе);   

·         «О требованиях к безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации»;   

·         «О требованиях к безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте»;
а также:   

·         «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов»;   

·         «О безопасности электрических станций и сетей»;   

·         "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего назначения»,    

которыми также будут регулироваться вопросы оценки соответствия на этапах  создания, эксплуатации и ликвидации соответствующих объектов недвижимости.   

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р  обозначен план специальных мероприятий, нацеленных на оптимизацию процедуры получения разрешения на строительство и на развитие системы негосударственной экспертизы. Они  должны быть разработаны до конца этого года.

Ниже приведен перечень основных проблем нормативно-правовой необеспеченности по отдельным звеньям общей структуры оценок соответствия.