ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЕСТРА СПЕЦИАЛИСТОВ:  +7(495)987-31-48

16 октября, среда 09:56

Состоялось заседание Подкомитета по железнодорожному строительству при Комитете по транспортному строительству НОСТРОЙ

22.09.2017
19 сентября 2017 года на площадке Союза строителей железных дорог состоялось заседание Подкомитета по железнодорожному строительству при Комитете по транспортному строительству НОСТРОЙ. Заседание прошло под председательством руководителя Подкомитета, вице-президента ССЖД Алексея Степаненко и было посвящено квалификационным требованиям к организациям, выполняющим строительные работы в холдинге РЖД.

В заседании приняли участие заместитель Исполнительного директора НОСТРОЙ Сергей Пугачев, директор Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Елена Фадеева, а также главный специалист Отдела Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Николай Хавка, а также руководители и специалисты отделов конкурсных торгов ключевых департаментов и дирекций ОАО «РЖД», отвечающих за капитальное строительство, и представители Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД».

Открывая заседание, президент ССЖД Геннадий Талашкин отметил, что созданный в 2010 году Подкомитет провел большую работу по взаимодействию отраслевых строителей с НОСТРОЙ. В частности, за это время выпущено 7 стандартов и 3 рекомендации НОСТРОЙ на основные виды работ по строительству железнодорожных объектов. Также разрабатываются своды правил по высокоскоростному железнодорожному движению по программе Минстроя России.

В рамках рассмотрения первого вопроса повестки, касающегося реформы системы саморегулирования в строительном комплексе и связанных с этим изменений в системе закупок ОАО «РЖД» в части СМР, руководитель Подкомитета Алексей Степаненко сообщил, что с отменой свидетельства о допуске к работам, отменены и виды работ, и все требования СРО, которые были установлены к этим видам работ. Вместо градации по видам работ введена градация по трем категориям сложности объекта без учета специфики строительных работ. Острым вопросом для заказчиков и генподрядчиков является отмена обязательного членства в СРО для субподрядных организаций. Железнодорожные строительные компании перешли из специализированных СРО в региональные, исчезла возможность прямого диалога между заказчиком и СРО железнодорожных строителей. Именно поэтому 8 ноября 2016 года в ходе II Конгресса строителей железных дорог было подписано соглашение о сотрудничестве между ССЖД и НОСТРОЙ, в развитие положений которого Подкомитет НОСТРОЙ по железнодорожному строительству должен выступать площадкой для обсуждения отраслевых вопросов стандартизации и квалификации.

Далее члены Подкомитета рассмотрели квалификационные требования к подрядчикам ОАО «РЖД», которые необходимы для обеспечения качества производимых работ, и препятствия для включения квалификационных требований в документацию о закупках ОАО «РЖД».

В ходе обсуждения была высказана обеспокоенность позицией Федеральной антимонопольной службы по минимизации квалификационных требований к участникам торгов и конкуренции только на основе цены конкурсного предложения. Вследствие этого строительные организации, которые планомерно и последовательно занимаются вопросами развития техники и технологий, внедрения инноваций, повышения уровня квалификации работников и производительности труда, накоплению компетенций и модернизацией строительного производства, ставятся в один ряд с компаниями, не обремененными вышеперечисленными задачами, которые способны победить на конкурсе с более низким ценовым предложением. Такая тенденция была признана участниками заседания негативной.

Председатель правления АО «ЦНС», член Общественного совета при Минстрое России Ольга Лукерчик привела примеры положительного опыта по установлению квалификаций в государственных компаниях из смежных отраслей, которые выработали комплексный подход по установлению внутренней технической политики, которая определяет, в том числе, требования к квалификации подрядчиков.

Собравшиеся обсудили ряд предложений по возможности применения неценовых критериев оценки участников закупок и согласились с необходимостью выработки комплексного подхода в этом направлении. 

Подкомитет поручил Союзу строителей железных дорог провести анализ предложенных вариантов и подготовить для ОАО «РЖД» предложение по установлению прозрачных и приемлемых с точки зрения антимонопольного законодательства критериев квалификации участников строительных торгов.

Большой интерес вызвал третий вопрос повестки дня: о возможностях для взаимодействия ОАО «РЖД» и НОСТРОЙ для выработки требований к квалификации подрядчиков, выполняющих работы на особо опасных и технически сложных объектах железных дорог общего пользования. Напомним, что между НОСТРОЙ и ОАО «РЖД» в 2013 году было заключено соглашение о сотрудничестве.

Заместитель Исполнительного директора НОСТРОЙ Сергей Пугачев доложил участникам заседания об организации контроля соблюдения членами СРО стандартов на процессы выполнения работ в строительстве. Советом НОСТРОЙ утвержден перечень действующих стандартов НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые подлежат контролю СРО за их соблюдением членами саморегулируемых организаций. На текущий момент в перечень включен 141 стандарт. По мере издания в Перечень будут включены все стандарты в области железнодорожного строительства. Согласно 372-ФЗ саморегулируемыми организациями – членами НОСТРОЙ будет проводиться контроль за выполнением их требований при производстве работ на объектах капитального строительства. Сергей Пугачев также рассказал о работе НОСТРОЙ по разработке единых квалификационных стандартов, формированию Национального реестра специалистов в области строительства, а также о разработке профессиональных стандартов.

В ходе дискуссии участники заседания отметили необходимость включения ссылок на стандарты НОСТРОЙ на процессы выполнения работ в конкурсную документацию, в проект организации строительства, а также необходимость анализа комплекса стандартов НОСТРОЙ с учетом требований ОАО «РЖД» к материально-техническому оснащению строительных организаций, в первую очередь к наличию специализированной строительной техники и оборудования. Наряду с этим в квалификационных стандартах СРО в отношении организаций железнодорожного строительства хотелось бы видеть требования о наличии квалифицированных специалистов по железнодорожным специальностям.

Главный специалист отдела Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Николай Хавка проинформировал собравшихся об организации контроля исполнения договорных обязательств строительными компаниями – членами СРО. Докладчик отметил, что при участии в конкурентных закупках строительные компании должны соотносить стоимость контракта не только с размером взноса в фонд договорных обязательств (уровнем ответственности), но и с размером компенсационного фонда возмещения вреда. Докладчик напомнил, что ответственность СРО может наступить за неисполнение членами СРО контрактов, заключенных только после 1 июля 2017 года.

В этой части дискуссии были высказаны пожелания к НОСТРОЙ по ускорению разработки механизма проверки стоимости одновременно выполняемых работ участником закупки.

В завершение дискуссии президент ССЖД Геннадий Талашкин отметил высокий уровень профессионализма собравшихся, важность обсуждаемых вопросов и ценность обмена информацией между представителями НОСТРОЙ и холдинга РЖД. Он также высказал пожелание по вовлечению в экспертную работу представителей других ведомств, в том числе Минстроя России и Федеральной антимонопольной службы.