Новости
31 марта 2017
Комитет по освоению подземного пространства НОСТРОЙ обсудил перспективы подземного строительства в Петербурге
Заседание Комитета НОСТРОЙ по освоению подземного пространства состоялось в Санкт-Петербурге 30 марта 2017 года. Мероприятие прошло под председательством генерального директора ОАО «Метрострой» Вадима Александрова на площадке ведущего проектного института ОАО «НИПИИ Ленметрогипротранс», специализирующегося на проектировании тоннелей, метрополитенов и подземных объектов различного назначения.
В обсуждении вопросов развития подземной инфраструктуры Санкт-Петербурга приняли участие начальник отдела проектирования Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрей Шашков, генеральный директор ОАО «Ленметрогипротранс» Владимир Маслак, президент Международной Ассоциации горизонтального направленного бурения Александр Брейдбурд, заместитель генерального директора ОАО «Метрострой» Алексей Старков, профессор кафедры «Тоннели и метрополитены» ПГУПС Дмитрий Голицынский, генеральный директор СРО А «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов, директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «ДОРМОСТ» Кирилл Иванов. В режиме видеоконференции в заседании Комитета приняла участие директор Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Елена Фадеева.
Важнейшей темой обсуждения в рамках повестки дня стали вопросы развития подземного пространства для решения актуальных транспортных проблем крупных городов, в том числе Санкт-Петербурга. Как отметил в своем докладе Владимир Маслак, ансамблевый подход к развитию городских территорий невозможен без включения подземных объектов в наземную застройку. За рубежом, где 25 % от общего объема работ занимает подземное строительство, уже давно пришли к пониманию этого факта. Как сообщил Владимир Маслак, специалистами Ленметрогипротранса разработаны проекты комплексного освоения подземного пространства в районе будущих станций метрополитена «Театральная площадь», «Лахта», «Морской фасад», «Новокрестовская-2», но они пока не востребованы. Существующие стереотипы о непомерно высокой стоимости подземных объектов, отсутствие современного законодательства, регулирующего взаимоотношения государства и частных инвесторов, значительно осложняют реализацию столь необходимых городу проектов.
Большой интерес вызвал доклад Андрея Шашкова, посвященный вопросам проектирования Восточного скоростного диаметра Санкт-Петербурга и мостового перехода р. Невы. Несмотря на актуальность транспортных проблем, жители прилежащих районов выступают против строительства автотрассы, которая повысит уровень шума и ухудшит экологию в районе. В ходе обсуждения проекта эксперты обозначили возможность сооружения тоннельного перехода р. Невы. Было отмечено, что при финансовых расчетах необходимо учитывать не только затраты на строительство, но и стоимость высвобождаемых земель, а также такие нематериальные преимущества, как повышение комфортности и безопасности проживания горожан, улучшение экологии района за счет снижения автомобильного трафика, увеличение числа зеленых насаждений, развитие пешеходных зон и оборудованных территорий для отдыха.
По результатам обсуждения Комитетом было принято решение подготовить и направить в адрес губернатора Санкт-Петербурга коллективное письмо о значимости комплексного освоения подземного пространства для решения актуальных проблем современных мегаполисов. Кроме того, участники встречи выразили готовность войти в состав рабочей группы КРТИ по подготовке проекта строительства Восточного скоростного диаметра.
В диалоге с Еленой Фадеевой были рассмотрены проблемы, связанные с изменением законодательства в связи с введением 372-ФЗ, вопросы разработки стандартов деятельности, профессиональных и квалификационных стандартов, технических стандартов на процессы выполнения работ. Отмечена работа Департамента технического регулирования по систематизации стандартов на процессы выполнения работ и увязке с кодами ОКВЭД2 и ОКПД2, этапами жизненного цикла и типологией применяемых материалов и технологий для дальнейшего совершенствования нормативной базы. Комитетом поддержана необходимость тщательного рассмотрения проекта Перечня стандартов на процессы выполнения работ, требования которых с 1 июля 2017 года будут подлежать обязательному контролю со стороны СРО за своими членами. Большое внимание было уделено перспективам формирования Национального реестра специалистов в области строительства.
Еще одним важным вопросом повестки дня стало международное сотрудничество Комитета с зарубежным профессиональным сообществом и Объединением исследовательских центров подземного пространства мегаполисов (ACUUS). Заместитель Председатель Комитета по освоению подземного пространства Сергей Алпатов напомнил, что в сентябре 2016 года при поддержке правительства Санкт-Петербурге с большим успехом прошла 15-я конференция ACUUS. В ближайшее время планируется подписание договора о сотрудничестве и совместной оценке возможностей реализации проектов подземного строительства в Санкт-Петербурге между президентом ACUUS Димитрисом Калиампакосом и администрацией северной столицы.
Также Сергей Алпатов подчеркнул необходимость популяризации идеи комплексного освоения городского подземного пространства среди широкой общественности. В этой связи он отметил важность взаимодействия Комитета со средствами массовой информации и рассказал о работе по развитию международного информационного портала «Подземный эксперт», созданного для освещения вопросов развития подземного пространства городов и использования подземных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Было отмечено, что ежемесячная посещаемость портала стабильно растет, а основные запросы посетителей связаны со строительством метро в Санкт-Петербурге. Члены Комитета поддержали предложение продолжить работу по развитию «Подземного эксперта».
Завершая заседание Комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ, его Председатель Вадим Александров поблагодарил всех присутствующих за активную работу. «К сожалению, подземное строительство в Петербурге развивается медленнее, чем хотелось бы. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы изменить ситуацию», – подчеркнул Вадим Александров.