ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЕСТРА СПЕЦИАЛИСТОВ:  +7(495)987-31-48

18 ноября, понедельник 23:03

Общественные слушания «Пути законодательного совершенствования института саморегулирования»

12.11.2015
В Общественной палате Российской Федерации 10 ноября 2015 года состоялись слушания по теме: «Пути законодательного совершенствования института саморегулирования».

Помимо Общественной палаты, организаторами слушаний выступили Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Модератором слушаний выступил председатель Комиссии Общественной палаты по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов. От Ассоциации «Национальное объединение строителей» с докладом выступил начальник отдела нормативного обеспечения Правового управления Роман Ковнер.

Основной темой обсуждений стали проект Концепции совершенствования механизмов саморегулирования и проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленные Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1168 и Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 г. № ИШ-П16-4172.

На слушаниях Роман Ковнер в своем сообщении отметил, что ни Концепция, ни проект федерального закона не решает поставленных в поручении Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации задач. В частности:

- отсутствуют предложения по установлению целей саморегулируемых организаций;
- отсутствуют задачи саморегулируемых организаций, которые они обязаны исполнить для достижения целей регулирования предпринимательской деятельности;
- отсутствует определение места саморегулируемых организаций и их национальных объединений в системе публичного регулирования предпринимательской деятельности;
- не решен вопрос об устранении двойственности контроля как со стороны саморегулируемых организаций, так и со стороны государственных органов;
- не решен вопрос совершенствования имущественной ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов;
- не урегулированы инструменты и способы внесудебного урегулирования споров между потребителями и саморегулируемыми организациями и их членами.

Законопроект направлен исключительно на уточнение отдельных положений Федерального закона «О саморегулируемых организациях». При этом он создает конкуренцию норм разрабатываемого закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации, в котором сохраняет законную силу норма части 4 статьи 4, устанавливающая приоритет норм Кодекса над гражданским законодательством, в том числе Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», при применении норм о саморегулировании в строительстве.

Законопроектом фактически вводится увеличение финансовой нагрузки на членов саморегулируемой организации. Определение обязательности наличия работников в штате СРО для целей обеспечения исполнения функций специализированных органов и подробная регламентация механизмов деятельности организации приводят к необоснованному увеличению членских взносов для обеспечения функций СРО. Такое положение не способствует развитию механизмов и инструментов обеспечения эффективности контроля за деятельностью членов СРО, рассмотрения споров между саморегулируемой организацией и ее членами, между потребителями и членами СРО.
Кроме того, предлагаемая редакция части 2 статьи 5 необоснованно расширяет сферу обязательного саморегулирования, включая в неё в полном объеме инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство. Однако, исходя из формулировки Законопроекта, деятельность по реконструкции и по капитальному ремонту объектов капитального строительства исключается из сферы саморегулирования, что также не соответствует сложившимся отношениям в данной сфере.

Значительные необоснованные затраты понесут СРО по приведению своей деятельности в соответствие с предлагаемыми изменениями. Такие совокупные затраты оцениваются в несколько миллиардов рублей.

Для достижения эффективности общегосударственной модели саморегулирования предлагается установить обеспечение максимальной прозрачности деятельности СРО, а также эффективного государственного контроля и надзора, исключающего случаи недобросовестной деятельности таких организаций.

Ассоциация «Национальное объединение строителей» считает, что Концепция и законопроект требуют существенной переработки до их принятия.    

С докладами на слушаниях выступили генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский и генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком» Юрий Мхитарян.

Всеми участниками слушаний, представлявшими такие отрасли предпринимательской и профессиональной деятельности как оценочная деятельность, аудиторская деятельность, транспортные перевозки, риэлторская деятельность, деятельность арбитражных управляющих, деятельность охранных предприятий, деятельность в сфере управления многоквартирными домами, была высказана позиция о неприемлемости принятия представленных проектов нормативных правовых актов и о необходимости доработки проектов Концепции и федерального закона с учетом следующих тезисов:

1)    Главная цель Концепции совершенствования механизмов саморегулирования:
- развитие добросовестной конкуренции;
- создание равных партнерских отношений между бизнесом и государством (Концепция совершенствования механизмов саморегулирования - это общественный договор между бизнесом и государством).
2)    Основные замечания к законопроекту:
- предлагаемые нововведения нарушают концептуальный вектор партнерских отношений государства и бизнеса, принцип единства базовых норм, отдавая все на откуп отраслевым ведомствам;
- принятие предлагаемых поправок приведет к дискредитации института саморегулирования, угнетающим образом повлияет на предпринимательский климат и экономику России в целом.