Новости
НОСТРОЙ принял участие в заседании Экспертного совета при Комитете ГД по транспорту и строительству
В заседании приняли участие заместитель директора Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Андрей Никифоров, генеральный директор Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», архитектор, член Правления Союза архитекторов России, профессор МААМ Елена Чугуевская, сопредседатель Комитета по строительству «Деловой России» Михаил Викторов, президент некоммерческого партнерства «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве» Шота Гордезиани, председатель Совета Ассоциации «Столица» СРОС Юлия Илюнина.
От Национального объединения строителей участие в мероприятии приняли вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов и председатель Комитета НОСТРОЙ по транспортному строительству Леонид Хвоинский.
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков представили руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин и его заместитель Виталий Ерёмин.
По законопроекту № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях регулирования деятельности саморегулируемых организаций в области негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий» выступили Виталий Ерёмин и Шота Гордезиани.
Антон Мороз выразил позицию экспертов НОСТРОЙ в отношении законопроекта № 839133-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (в части изменения порядка работ по сохранению объектов культурного наследия). В частности, он отметил, что предлагаемая Проектом концепция не основана на требованиях международного законодательства; не устанавливает порядок формирования отчетной документации, необходимой для выполнения международных обязательств по Конвенции; является трудно реализуемой и сделает невозможным оперативное изменение зон охраны; не определяет критерии крупномасштабности работ по строительству и не отсылает к подзаконному правовому акту, который будет устанавливать такие критерии; не устанавливает круг лиц, которые должны выступать заказчиками работ, подлежащих оценке воздействия.
В связи с этим НОСТРОЙ предлагает на данном этапе ввести в № 73-ФЗ понятие объекта всемирного культурного наследия, которое не будет тождественно понятию объекта культурного наследия, и установить специальные механизмы его охраны, а также дополнить полномочия федеральных органов государственной власти в вопросах формирования отчетной документации, необходимой для выполнения международных обязательств по Конвенции.
Далее он высказался по законопроекту № 841216-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (в части усиления защиты прав участников строительства).
«Застройщикам обещали, что он будет направлен на устранение избыточных требований к застройщику при переходе на эскроу-счета для того, чтобы ускорить этот процесс и сделать проектное финансирование более доступным с точки зрения упрощения административных процедур. Пока направленных на это норм там немного, но все они очень важные и мы их, безусловно, поддерживаем. Это внесение изменений в проектную декларацию и в ЕИС ЖС в течение месяца, а не в течение трех дней, как было раньше, и поэтому застройщики просто физически не успевали вносить изменения. Вторая норма – запрет на списание денежных средств со специального счета застройщиков по исполнительным листам, что мы предлагали уже давно. Еще в статью 18 вводится дополнительное направление использования денежных средств участников долевого строительства – это затраты на проектирование и инженерные изыскания в отношении строительства инженерной инфраструктуры - раньше было только в отношении МКД», – объясняет Антон Мороз.
Однако, по мнению вице-президента НОСТРОЙ, этих норм все же недостаточно для поддержки застройщиков, особенно тех, которые перешли на эскроу-счета. Поэтому, считает он, необходимо продолжить совершенствовать правовое регулирование рынка жилищного строительства путем внесения изменения в 214-ФЗ, а именно:
- отменить необходимость получения заключения о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям, в отношении застройщиков, перешедших на счета эскроу, не дожидаясь 28 июня 2021 года – даты отмены ЗОС для эскроу-счетов;
- отменить избыточные требования к застройщикам: к организационно-правовой форме, к названию, к органам управления застройщиков и его участникам, требование о не нахождении в реестре недобросовестных поставщиков и недобросовестных участников аукциона и др. Все эти требования может устанавливать банк, если сочтет это необходимым при предоставлении проектного финансирования;
- отменить право Фонда направлять уведомление о приостановке деятельности застройщика в связи с нарушением требований по раскрытию информации;
- законодательно отменить необходимость направления отчетности застройщиком в уполномоченный контролирующий орган, который реализует проект с использованием механизма проектного финансирования и размещением денежных средств дольщиков на счетах эскроу;
- исключить требование о раскрытии информации о группе лиц, в которую входит застройщик;
- установить возможность продления договоров комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий по инициативе застройщика при условии, если указанным застройщиком ведется строительство объектов долевого строительства на указанной территории;
- совершенствовать механизм проектного финансирования с применением счетов эскроу. Здесь, по словам Антона Мороза, нужно предоставить застройщикам возможность поэтапного погашения проектного финансирования за счет денежных средств, размещенных на счетах эскроу, при достижении определенной степени строительной готовности объекта жилищного строительства; развивать механизм предоставления гарантий АО «ДОМ.РФ» при получении проектного финансирования региональными застройщиками для реализации проектов с низкой рентабельностью;
- предусмотреть исключение дополнительных банковских комиссий и иных платежей;
- предусмотреть правовые механизмы ограничения права кредитной организации увеличивать размер ставки по кредитным продуктам в рамках проектного финансирования с использованием эскроу-счетов при реализации проектов жилищного строительства.
«На первом этапе такое раскрытие эскроу-счетов могло бы осуществляться только в отношении проектов КУРТ, РЗТ, РПЗ при соответствующей гарантии АО «ДОМ.РФ» или высшего исполнительного органа власти субъекта РФ», – заключил Антон Мороз.
Далее Елена Чугуевская высказалась по законопроекту № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков). Свою позицию по этому закону представил и Андрей Никифоров.
С замечаниями к законопроекту № 934502-7 «О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ» (об обязательной независимой оценке квалификации специалистов в области строительства) выступил Виталий Ерёмин.
Дополнили его выступление, дав подробные пояснения к законопроекту, Антон Мороз и Александр Мешалов. Необходимость принятия закона поддержали Михаил Викторов и Юлия Илюнина.
Затем Александр Мешалов высказался в отношении законопроекта № 663958-7 «О внесении изменений в ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны». В частности, он заявил о необходимости принятия решения по данному законопроекту, регулирующему отношение к СРО, которые утратили средства в проблемных банках, но сохранились в «желтой» зоне с учетом размера компфонда, хватающего на остальных членов.
За необходимость принятия данной поправки выступил и Антон Мороз, обосновав это тем, что с появлением возможности саморегулируемой организации выдавать займы, учет этих средств и прямая их нехватка на расчетном счете в связи выдачей таких займов на сегодняшний день может являться основанием для претензий со стороны Ростехнадзора. Это, по словам спикера, теперь уже однозначно требует обязательного регулирования. В связи с этим он предложил Павлу Федяеву перевнести данный законопроект, либо, учитывая положительное отношение к нему Минстроя России и ГПУ, принять решение о включении указанных норм в качестве дополнений к одному из законопроектов, рассматриваемых в части поправок в Градостроительный кодекс.