Новости
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз выступил на онлайн-конференции «Умный город: ожидания и реальность»
Организаторами мероприятия выступили НП «РУССОФТ», ООО «БЕТА» и конгрессно-выставочный центр «ЭКСПОФОРУМ». Национальное объединение строителей представлял вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
Виктор Субботин в своем вступительном слове рассказал о трансформации городской среды, экономических и технологических вызовах. Он отметил, что текущий кризис усилил роль цифровых технологий и вывел механизмы повышения эффективности организации городского хозяйства на первый план. Участникам цифровой трансформации городов предстоит решить важнейшие задачи – пересмотреть подходы к реализации проектов развития городской среды, ускорить внедрение цифровых инициатив, преодолеть существующие барьеры в сотрудничестве государственных структур и поставщиков инноваций.
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз представил доклад на тему «Цифровая реальность городов. Как набрать скорость в регионах». Он рассказал о концепции «Умного города», суть которой заключается в эффективном управлении и обеспечении высокого уровня жизни населения за счет применения инновационных технологий. При этом спикер подчеркнул, что информационные технологии позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, и следить за тем, что происходит в городе, как он развивается и какие способы позволяют улучшить качество жизни. Отрасли, которые улучшают технологию «умного города» включают в себя госуслуги, управление городской транспортной сетью, рациональное использование энергии и воды, здравоохранение, инновационные сельское хозяйство и утилизацию отходов.
Именно в целях цифровизации процессов управления городами и поселениями был разработан проект цифровизации городского хозяйства «Умный город», который реализуется Минстроем России в рамках нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика». Для координации правового и технического сопровождения реализации этого проекта при ведомстве создана специальная рабочая группа, членами которой являются не только сотрудники министерства, но и представители иных ведомств и госкорпораций, а также бизнес-сообщества в сфере цифровизации и информационных технологий. А для реализации проекта Минстрой разработал целый ряд методических документов, используя которые местные власти в городах и регионах могут развивать данное направление.
«Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и базируется на пяти ключевых принципах: ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды», – объясняет Антон Мороз.
Он также кратко рассказал о Банке решений «Умного города», который содержит полную информацию о реализации пилотов 364 проектов в 537 городах страны. Информация содержит описание проектов, технические характеристики конкретного решения, финансово-юридические модели организации и иногда даже построение бизнес-схемы. Главное условие реализации – создание рамок для определения и управления инициативами концепций «Умного города». Особенно важно, подчеркнул Антон Мороз, чтобы регион был активным элементом, определяющим приоритеты, цели и инициативы по строительству Smart города. Каждое ответственное руководство региона или района должно определить и обновить стратегию и цели города в долгосрочной перспективе, определив приоритеты и цели своей деятельности. Эти документы затем станут основой для создания концепции «Умный город», теории и реализации инициативы.
«Как показывает опыт, при создании ключевых документов для реализации концепции «Умный город» удобно создать городской консультативный орган, на котором будут представлены основные участники экосистем и на который будет возложена ответственность за определение концепции, целей и ключевых инициатив по их реализации», – поясняет вице-президент НОСТРОЙ.
Говоря о сегодняшних подходах к развитию «умных городов», Антон Мороз отметил, что важно не количество сервисов, а социально-экономические достижения. Кроме того, безусловным для создания будущей умной инфраструктуры городов является платформенный подход, где сервис-ориентированная модель должна базироваться на единой технологической площадке, на которой циркулируют данные обо всех уровнях жизнедеятельности муниципалитета.
«Принцип единой платформы активно практикует Санкт-Петербург, которому в силу отсутствия деления на муниципалитеты проще добиваться централизации ресурсов. В Питере создается «Цифровая панель управления городом», для которой все системы будут составными компонентами, поставщиками данных. Они разрабатываются и поддерживаются с условием интеграции в едином цифровом пространстве. Таким образом, формируется цифровой профиль города. Также сторонниками единого платформенного решения являются руководители Архангельской и Калужской области», – привел примеры Антон Мороз.
Он отметил, что если для крупных поселений и региональных центров многие технологические новинки применимы как с точки зрения масштаба, так и монетизации, то эти же финансовые модели перестают работать для небольших населенных пунктов. Пока нет решения как развивать инновации в малых городах и крупных поселениях, и это является сегодня сложным вопросом и для бизнеса, и для государства.
Еще одним важным аспектом Антон Мороз назвал то, что управление городским хозяйством не может развиваться без строительства. В этой связи создание «суперсервиса» Минстроя России, интеграция всех проектов, программ, решений на одной платформе – это правильный путь, считает он.
«В этом вопросе главное продумать программное обеспечение, чтобы потом не получилось, как с системой ИСОГД, когда оказалось невозможным интегрировать региональные системы с федеральной, так как они созданы на разном ПО».
В завершение своего выступления вице-президент НОСТРОЙ назвал основные проблемы развития умных городов и внедрения цифровых решений в процессы управления городским хозяйством.
Во-первых, это разрозненная цифровизация федерации, регионов и муниципалитетов. Даже пилотные проекты реализации «Умного города» – это отдельные населенные пункты. Пока нет ни одного примера, когда субъект целиком пошел бы по пути цифровизации. Есть регионы, которые говорят о едином платформенном решении, но готового пилота пока, к сожалению, нет. Для того, чтобы решить эту проблему, требуется объединение и централизация проектов на региональном уровне.
Второе – это проблема межведомственного взаимодействия, которая существует во многих вопросах управления и цифровизация – не исключение. Здесь стоит отметить главное – пока министерства и ведомства не начнут конструктивно взаимодействовать и обмениваться документами с использованием электронных сервисов на федеральном уровне, о субъектах говорить рано. Правительство, регулирующие органы, частный сектор очень заинтересованы в проекте «Умные города». Важно, чтобы все заинтересованные стороны действовали скоординировано, а также предельно четко осознавали свою роль и возложенную ответственность.
Следующая проблема связана с кадровым вопросом – для качественного выполнения проекта необходимо большое количество работников и обслуживающего персонала. Существует огромная потребность именно в квалифицированных рабочих и профессионалах. Поэтому очень важно, чтобы для работников, принимающих участие в реализации проекта, проводились адекватные профессиональные обучающие курсы.
Один из самых злободневных вопросов для региональных и местных властей – финансирование. Помимо поиска «прорывных технологий», ответственным лицам нужно еще решить проблему монетизации новых сервисов. Экономическая составляющая выглядит не менее важной, чем технологическая. Но тут вряд ли можно предложить общее решение, ведь используются различные инструменты. В дорогостоящих проектах стали применяться инструменты лизинга с отсрочкой выплаты за приобретаемое оборудование и программное обеспечение. ИТ-интеграторы пытаются подражать сотовым операторам и монетизировать проекты по сбору и обработке данных за счет продажи агрегированной информации.
Ну и конечно же, есть проблемы, связанные с интернетом. Поскольку в умных городах резко увеличатся объемы данных, необходимо скорейшее решения вопроса с выделением удобных частот для операторов 5G. Сейчас, как известно этот процесс блокирован силовыми ведомствами.
Отвечая на поступившие вопросы, какие нужно сделать шаги для того, чтобы коммерсанты создавали «умные города», Антон Мороз четко обозначил, что для этого нужно убрать административные барьеры – региональные власти должны помогать развитию бизнеса в этом направлении, создать действующие системные кредитные инструменты, которые государство предоставит бизнесу в области цифровизации и информационных технологий, а также очень важно развивать и расширять параметры применения механизма государственно-частного партнерства для бизнеса, включая механизмы ГЧП для создания объектов инфраструктуры. Бизнес для предпринимателя должен быть рентабельным, для государства – улучшать экономическую и социальную структуру региона, а для населения – создавать более комфортные условия для жизни.
«Что касается роли Минстроя, то она скорее заключается в привязке к исполнению нацпроекта «Жилье и городская среда», который с точки зрения инфраструктуры и комфорта подразумевает и наличие «Умного города», – резюмировал Антон Мороз.
Подробнее об онлайн-конференция «Умный город: ожидания и реальность» здесь