5 апреля, воскресенье 04:07

На АРХИГЕШ 2020 обсудили стимулирование изыскателей и проектировщиков к повышению надёжности и эффективности их деятельности

17.03.2020

17 марта 2020 года в п. Шерегеше Кемеровской области в рамках XV фестиваля-чемпионата лыжного клуба архитекторов и проектировщиков России «АРХИГЕШ» прошла Конференция на тему: «Стимулирование проектировщиков и изыскателей к повышению надежности и эффективности их деятельности».

В состав президиума вошли  вице-президент, координатор НОПРИЗ по г. Москве Александр Воронцов, координатор НОПРИЗ по СФО Александр Панов, член Рабочей группы «Устойчивое развитие» Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ответственный за организацию общественного контроля реализации национального проекта «Жилье и городская среда», вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОПРИЗ Антон Мороз.

Открыл конференцию председатель оргкомитета фестиваля Антон Тен.

С вступительной речью, посвященной развитию качества проектирования и его эффективности, к участникам обратился Александр Панов.

Александр Воронцов зачитал приветственное слово президента НОПРИЗ Михаила Посохина в адрес гостей и участников мероприятия. Он подробно осветил в своём выступлении деятельность НОПРИЗ по совершенствованию нормативной и технической базы,  рассказал о взаимодействии нацобъединения с Минстроем России по разработке федерального закона «Об архитектурной деятельности» и представил оценку НОПРИЗ текущего состояния проектной отрасли России.

Антон Мороз передал приветствие от президента НОСТРОЙ Антона Глушкова и в начале своего выступления прокомментировал доклад Александра Воронцова, отметив важность внедрения новых технологий и BIM-проектирования на этапах строительства и проектирования. При этом он подчеркнул, что сделать это представится возможным при условии, когда проектирование и строительство будут рассматриваться не только как непосредственно процессы подготовки строительства и сдачи объекта в эксплуатацию, но и как весь дальнейший эксплуатационный период до момента утилизации объекта. «Это позволит совершено по-иному выстраивать модель финансирования строительства, давая возможность участникам рынка закладывать свою маржинальность не только на этапе создания объекта и передачи его покупателю, но и в момент его эксплуатации. В свою очередь, это станет драйвером развития BIM и новых технологий, новых материалов и строительной индустрии в целом, а учитывая необходимость участия в процессе инженерно-технического персонала компании, будет так же повышать статус архитектора, строителя и проектировщика», - считает Мороз.

Дополнительно он отметил необходимость приятия федерального закона «Об архитектурной деятельности», как закона, повышающего профессиональный уровень архитектора. «Строительная отрасль испытывает большую нехватку в грамотных профессиональных проектировщиках и архитекторах, поэтому необходимо уделять особое внимание подготовке и дальнейшей оценке квалификации этих кадров для повышения престижа профессии и вывода на рынок её новых представителей высокого уровня».

Кроме того, спикер остановился на выстроенной системе взаимодействия НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСС и Минстроя России, которые договорились совместно с ТПП РФ проводить на своих площадках совещания «большой четвёрки» в области строительства и проектирования для развития строительной отрасли, выработки совместных решений и совместного их представления на всех уровнях исполнительной власти. Данная работа уже активно осуществляется посредством проводимых в еженедельном режиме совещаний.

«Проектировщики, архитекторы и строители – это представители одной отрасли, которая требует единого подхода государства на всех этапах, начиная от контрактования и ценообразования, заканчивая  подготовкой и развитием кадров. Только совместными усилиями представители строительной отрасли смогут принимать те решения, которые в дальнейшем будут способствовать исполнению нацпроектов, являющимися в настоящее время драйверами развития отрасли. Ведь фактически стройотрасль участвует в реализации не только нацпроекта «Жильё и городская среда», но и еще семи других, поскольку именно в проектирование и строительство заложены огромные деньги. Реализовать эти проекты будет возможно только при условии совместной работы проектировщиков и строителей всех федеральных округов и их совместной защите интересов, как системы саморегулирования, так и предприятий крупного/среднего и малого бизнеса, который призван развивать территорию всей страны, а не только её агломерационные центры».

Переходя к основному докладу, вице-президент НОСТРОЙ рассказал о проводимом Национальным объединением строителей общественном мониторинге нацпроекта «Жилье и городская среда». В представленной вниманию участников презентации он отразил текущие показатели перехода рынка жилищного строительства на механизм проектного финансирования по России, а также отдельно в Уральском и Сибирском федеральных округах и Кемеровской области в частности.

В целом Мороз констатировал, что в 2019 году не всех показателей нацпроекта удалось достичь, и связано это в большей степени со снижающейся покупательской способностью населения и, как следствие, низким спросом на рынке первичного жилья, высокой стоимостью банковских кредитных продуктов, недостаточным финансированием строительства объектов социальной инфраструктуры. Говоря о соотношении плановых и фактических показателей ввода жилья, спикер отметил, что целевых показателей в первый год реализации нацпроекта не достиг ни один из федеральных округов. Например, Уральскому федеральному округу не хватило до цели 500 тыс. кв. м., а Сибирскому - 670 тыс. кв. м. 

Вице-президент НОСТРОЙ представил наглядную статистику по вводу жилья профессиональными застройщиками в разрезе федеральных округов. Согласно данным, рост произошел в Северо-Кавказском, Приволжском и Уральском федеральных округах, а сохранить показатель на уровне 2018 года удалось Сибирскому. В остальных же ввод жилья компаниями-застройщиками сократился. При этом абсолютно во всех округах произошел серьезный рост показателя ввода жилья гражданами – в среднем по стране на 12,5%, на Урале почти на 10%, в Сибири - на 7%. В УФО целевых показателей удалось достичь Свердловской и Тюменской областям, а в СФО достигли и даже в отдельных случаях перевыполнили Алтайский и Красноярский края, Омская область и республика Тыва.

«Анализируя итоги 2019 года, мы видим, что Кемеровская область ввела в эксплуатацию больше жилых объектов, чем в 2018 году. Но планового показателя нацпроекта по вводу все-таки достичь не удалось – область ввела на 30% меньше запланированного объема. Положительная динамика наблюдается как в сегменте строительства профессиональными застройщиками, так и в сегменте индивидуального жилищного строительства. Текущая ситуация рынка жилищного строительства в Кемеровской области сегодня выглядит следующим образом: в стадии строительства и в активных продажах находится 420 тыс. кв. м. жилья, еще 102 тыс. кв. м. – это объекты, которые строятся за счет собственных средств застройщиков или строительство еще не начато.  Проблемные объекты в регионе составляют на февраль текущего года 83,5 тыс. кв. м. или 14% от объема текущего строительства. Количество выданных разрешений на строительство не обеспечивает субъект необходимым объемом ввода жилья в будущих периодах. В этой связи считаем целесообразным и необходимым властям и застройщикам региона выстраивать необходимый диалог, решать вопрос вовлечения земельных участков и развития инфраструктуры за счет бюджетных средств. Подытоживая, могу с уверенностью заявить, что переход на новые правила финансирования проектов в Кемеровской области состоялся: по состоянию на 1 квартал 2020 года 64% проектов строятся в субъекте по старым правилам, 23% рынка – с использованием проектного финансирования. В регионе с новым продуктом пока работают 3 банка и 4 застройщика. Лидером является Сбербанк, за ним идут Газпромбанк и Азиатско-Тихоокеанский банк», - заявил Мороз.

Кроме того, он осветил выработанный экспертами нацобъединения перечень необходимых для благоприятного развития рынка мероприятий и подчеркнул, что НОСТРОЙ осуществляет анализ исполнения показателей нацпроекта в режиме реального времени, что позволяет своевременно корректировать перечень предложений для регулятора, а основные предложения Ассоциации в части развития рынка жилищного строительства в России в полном объеме отражены и тексте Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

Антон Мороз также рассказал о принятых по предложениям НОСТРОЙ Поручениях Правительства РФ, в которые входят меры по увеличению финансовой устойчивости застройщиков при переходе на проектной финансирование и урегулированию взаимоотношений с банками, по развитию рынка арендного жилья, снижению расходов по подключению к инженерным сетям. Помимо этого, создаются региональные центры мониторинга цен строительных ресурсов, в том числе цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и на эксплуатацию машин и механизмов, разрабатываются меры по предотвращению необоснованного роста и колебания цен на битум на внутреннем рынке, а также по обеспечению равномерной закупки битума и организации его межсезонного хранения. Росимуществу и АО «ДОМ.РФ» поручено принять меры, направленные на увеличение количества земельных участков, вовлекаемых в оборот. Проводится масштабная работа по созданию единой платформы градостроительной деятельности, которая позволит определять градостроительный потенциал тех или иных территорий и применять системный подход к их развитию.

Ну и в завершение он озвучил ряд предложений нацобъединения по совершенствованию контрактной системы. Здесь необходимо сместить баланс при выборе подрядчика от критерия «цена» к большему учету критерия «качество, квалификация, компетенции», отказаться от электронного аукциона, внедрить рейтинговую систему оценки участника, учитывающей кроме стоимости, сложность исполнения конкретного строительного контракта и опыт участника закупок, исключить обеспечение исполнения контрактов для членов СРО, по договорам, заключённым с использованием конкурентных процедур, стоимостью менее 10 млн руб., ввести регионализацию закупок по строительству путем установления приоритета для региональных строительных компаний при проведении конкурсов на небольшие строительные контракты (до 60 млн рублей), ввести обязанность заказчика размещать заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объектов капитального строительства только с привлечением квалифицированного технического заказчика, который в соответствии с требованием п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ является членом саморегулируемой организации и должен иметь 2-х специалистов, включенных в НРС, отказаться от конкурсной комиссии Заказчика, привлечь через Электронную площадку анонимного (для Заказчика) независимого эксперта для оценки поступающих заявок,  сформировать НРС в данной области на базе Национальных объединений и др.

После своего доклада Антон Мороз ответил на многочисленные вопросы из зала по обсуждаемой тематике, а завершилось мероприятие мастер-классом от Александра Воронцова.