ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЕСТРА СПЕЦИАЛИСТОВ:  +7(495)987-31-48

23 октября, среда 07:42

Координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко выступил на заседании Секции Экспертного Совета Комитета Госдумы по транспорту и строительству

25.07.2019

24 июля 2019 года в Государственной Думе под председательством Первого заместителя председателя Комитета по транспорту и строительству Михаила Авдеева состоялось заседание Секции Экспертного Совета «Архитектура и градостроительство. Основы правового регулирования», посвященного обсуждению принятому в третьем чтении законопроекту № 503785-7 о регулировании правовых отношений по градостроительному зонированию и планировке территории.

В заседании принял участие заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Волков и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, член Совета НОСТРОЙ Павел Федяев. От Национального объединения строителей участвовали координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко и референт Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Ольга Мелентьева.

Законопроект вносит целый ряд важных норм, направленных на совершенствование института комплексного и устойчивого развития территорий:

  1. Все виды договоров, поименованных в Градостроительном кодексе Российской Федерации в статьях 46.1 «Развитие застроенных территорий», 46.4 «Договор о комплексном освоении территории», 46.5 «Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья», 46.6 «Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья», 46.9 «Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества» и 46.10 «Комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления», отнесены к деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий (КУРТ);

  2. Органу местного самоуправления предоставлено право по собственной инициативе самостоятельно реализовывать проекты комплексного развития территории без проведения аукционов на право заключения таких договоров;

  3. В целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) можно получить до образования земельного участка из земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании утвержденного проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В этом случае получение ГПЗУ допускается не только правообладателем, но и иным лицом. В выдаче ГПЗУ может быть отказано. При этом законопроект не устанавливает оснований для отказа в выдаче ГПЗУ;

  4. В отношении объектов, находящихся в зонах с особыми условиями использования территории, может проводиться не только государственная экспертиза проектной документации, но и негосударственная экспертиза;

  5. При внесении изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не требуются общественные обсуждения или публичные слушания, если такие изменения касаются однократного изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства. В случае однократного изменения предельных параметров разрешенного строительства не более чем на 10% также не требуются общественные обсуждения и публичные слушания. Сокращаются сроки прохождения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту ПЗЗ (не менее одного и не более трех месяцев);

  6. Сокращены сроки рассмотрения документации по планировке территории на предмет соответствия установленным требованиям до 20 рабочих дней;

  7. В два раза увеличен предельный срок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с законопроектом такой срок будет составлять 6 лет со дня утверждения проекта планировки территории;

  8. До 1 января 2020 года можно подать заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (РНС) даже в случае, если до окончания срока действия такого разрешения осталось менее 10 рабочих дней (но только, если с момента выдачи РНС прошло менее 3 лет). Для лиц, достраивающих объекты незавершенного строительства, подать заявление можно в течение одного года с даты приобретения прав на земельный участок.

Положительно оценивая вводимые нормы, Максим Федорченко в то же время обратил внимание на неоднозначность формулировки правовых норм, связанных с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства. Буквальное прочтение указанных положений дает основание сделать вывод о том, что отклонение от предельных параметров может быть не более 10%. Дмитрий Волков заявил, что законодатель не хотел ограничить предельный размер возможных отклонений, а лишь установил случай, когда не требуется общественное обсуждение таких отклонений и пообещал, что двоякое толкование будет устранено.

Также Максим Федорченко выразил мнение, что исключение из законопроекта всего пакета поправок, связанных с изъятием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества при реализации проектов развития застроенных территорий, негативно скажется на редевелопменте городских территорий. В Новосибирске заключено 40 договоров по развитию застроенных территорий, реализация которых тормозится из-за отсутствия необходимого правового механизма. По-прежнему институт развития застроенных территорий не сможет широко применяться на практике, в том числе при расселении аварийного жилья. Максим Федорченко выразил мнение, что работа в данном направлении должна быть продолжена. При этом в целях снижения социальной напряженности он предложил при обсуждении указанного вопроса заменить термин «изъятие», который ассоциируется у граждан с конфискацией имущества, на термин «согласительные процедуры по выкупу земельных участков и объектов недвижимого имущества».

Участники заседания согласились с необходимостью продолжения работы по совершенствованию законодательства о комплексном и устойчивом развитии территорий.